Почему УЗИ аппарат пищит

Почему слышен писк УЗИ аппарата. Причины и решение проблемы

В каких режимах работы и в каких ситуациях УЗИ аппарат может пищать? Что может быть причиной посторонних звуков при работе сканера. Как устранить нежелательный писк. Очень часто посторонние шумы мешают врачу при работе на УЗИ аппарате, поскольку звук — один из способов получения полезной информации, например, в доплеровских исследованиях. Более того, нехарактерный и незнакомый звук часто является причиной беспокойства владельцев УЗИ аппаратов, поскольку он может быть сигналом о неисправности или опасной ситуации (и в некоторых случаях это действительно так). 

Почему слышен писк УЗИ аппарата. Причины и решение проблемы
Почему слышен писк УЗИ аппарата. Причины и решение проблемы

В данном материале разбираем все вопросы, связанные с посторонними шумами, писком и другими звуковыми сигналами и помехами при работе УЗИ аппаратов и датчиков.

Проблемы с BIOS УЗИ аппарата

В компьютерной Back-end части УЗИ аппарата присутствует микросхема BIOS. Она следит за согласованием работы и функционированием всех основных элементов встроенного компьютера. Биос присутствует в УЗИ в обязательном порядке, даже если это портативный, компактный аппарат, или весь Back-end компьютер реализован на одной небольшой плате. Соответственно, без исправного BIOS  ультразвуковая система не сможет нормально загрузиться и работать.

Характерный писк раздается из динамика (buzzer), подключенного к материнской плате или расположенного непосредственно на ней (как и в обычном ПК) или из основных динамиков системы, которые тоже в этот момент управляются подсистемой BIOS.

По длительности и чередованию сигналов, а также по их повторам можно определить причину, по которой пищит УЗИ (чаще всего два-три коротких или средней длительности звука, одиночных или повторяющихся в разных последовательностях). 

В нормальном режиме работы УЗИ тоже может издавать единичный короткий писк при старте системы, что говорит о нормальной загрузке (так функционируют далеко не все УЗИ аппараты, все зависит от модели).

Поскольку писк BIOS УЗИ аппараты унаследовали от обычных ПК и ноутбуков, такие сигналы обычно могут означать следующее

  • Неисправность оперативной памяти компьютерной части (ошибка RAM)
  • Проблема с процессором компьютерной части (CPU)
  • Ошибка в микрокоде самой микросхемы BIOS
  • Проблема чипсета компьютерной материнской платы
  • Неисправности блоков питания
  • Ошибки подключенных дисков (HDD) и др.

В некоторых случаях звуковые сигналы BIOS действительно говорят о проблемах с аппаратными компонентами в Бэкенд, но чаще всего достаточно провести обслуживание, поскольку компьютерные компоненты УЗИ выбираются в первую очередь не по производительности, а по надежности, долговечности и отказоустойчивости. Выходят из строя они крайне редко.

Более распространенная ситуация — ошибка BIOS. Часто они возникают после отключения света, скачках напряжения и в других ситуациях, когда аппарат резко внепланово выключается. 

Как устранить проблему с BIOS УЗИ

Прошивка BIOS УЗИ аппарата. Если возникла ошибка в самом микрокоде BIOS, достаточно выполнить перепрошивку, то есть записать в микросхему исправную микропрограмму, которая подходит для используемого аппаратного обеспечения. 

Сделать это может только специалист сервисного центра, поскольку для такой прошивки требуется специализированное оборудование (в том числе — особый программатор), наличие оригинальной микропрограммы “прошивки”) и опыт подобных работ. Тем не менее, такая проблема относится скорее к незначительным и специалист может легко ее устранить (в некоторых случаях — на месте, а в некоторых — в условиях сервисного центра) А вот самостоятельные попытки иногда могут привести к необходимости последующего более сложного ремонта.

Более редкий случай — необходимость полной замены микросхемы на новую. Обычно это требуется, когда микросхема повреждена физически.

УЗИ пищит и выводит ошибку “Обратитесь в сервис”

Еще один случай писка УЗИ-сканера, который также наблюдается при запуске, – звуковой сигнал, сопровождающий системное сообщение «Обратитесь в сервисную службу».

Такие сообщения — результат работы системы встроенной самодиагностики аппарата, которая в том или ином виде присутствует в любом современном сканере и при каждом запуске “опрашивает” все компоненты, проверяет их исправность.

Иногда сообщение сопровождается конкретными кодами ошибок или описанием проблемы, чтобы занимающиеся восстановлением инженеры смогли быстрее обнаружить неисправность и приступить к ремонту, но в некоторых моделях на начальном этапе дополнительная информация отсутствует, и как-либо определить причину и неисправный модуль самостоятельно не представляется возможным.

В любом случае при появлении таких сообщений необходимо обратиться к специалистам для диагностики и ремонта УЗИ-аппаратов. Часто при таких сообщениях система блокирует остальной функционал УЗИ аппарата, и вы можете только перезагрузить или выключить систему. 

Даже если пропустить сообщение и включить УЗИ возможно, после появления сервисного предупреждения пользоваться аппаратом не рекомендуется, оно сообщает о возникновении неполадок. Что именно мешает корректной работе устройства, определить можно только при полной диагностике системы.

Пищит УЗИ-датчик

Если свист или писк исходит от УЗИ  датчика, пользоваться им не рекомендуется. В норме никаких звуков датчик при работе издавать не должен (если только это не классический 3D/4D датчик с движущимся механизмом. Но даже в этом случае будет слышен не писк, а тихий, еле различимый звук движения 3D модуля). 

Чаще всего могут пищать такие датчики, как

  • Кардиологические (секторные)
  • Монокристаллические (различных типов)
  • Матричные датчики
  • Высокочастотные линейные (реже)

Датчик может еще какое-то время внешне стабильно работать, передавать изображение и не доставлять проблем, но чем дольше происходит эксплуатация датчика в неисправном состоянии, тем большей опасности вы подвергаете пациентов, себя и свой УЗИ аппарат. При появлении писка от датчика рекомендуем немедленно обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта.

Ремонт ультразвуковых датчиков всех типов и производителей в профильном сервисном центре. Бесплатная диагностика. Дистанционные консультации по снимкам визуализации. Подробности у специалистов СЦ.

Писк слышен из корпуса УЗИ аппарата

Если посторонний шум раздается из основного корпуса стационарного (от блоков Front-End или Back-End) или портативного аппарата, проблема с высокой вероятностью заключается в неисправности элементной базы на платах или в блоках устройства. Характерный звук могут издавать неисправные транзисторы и другие элементы, которые используются во всех цепях и платах УЗИ. Для полноценной и компетентной диагностики в таком случае требуется время, с обращением в сервисный центр лучше не затягивать.

Писк, свист и шум из динамиков УЗИ аппарата

Все современные УЗИ аппараты оснащены динамиками для передачи в звуковом диапазоне составляющей сигнала при доплеровских исследованиях в кардиологии. При этом получаемых сигнал не всегда чистый (то есть не всегда в звуке из динамиков в процессе исследования содержится только полезная для врача информация).

Почему динамики УЗИ шумят и пищат при работе в доплере и других режимах

  • Аппарат “ловит” помехи от собственных компонентов, некачественного ИБП, роутера, светодиодных ламп в кабинете (чаще последнее выражается в виде графических артефактов на экране, но могут быть слышны и звуки помех);
  • Звуковой фон усиливается из-за неисправности используемого датчика (чаще всего причина этого — поврежденный кабель или кристаллы кардиологических датчиков)
  • Рядом с аппаратом работаем мощное оборудование, которое создает фон – потребуется регламентировать работу оборудования или переместить один из аппаратов (такие ситуации вызывает рентгеновская техника, различные компрессоры, усилители, стоматология и пр.);
  • Присутствует аппаратная неисправность в платах или блоке питания УЗИ
  • Писк слышен из-за сбоя или неправильной настройки программного обеспечения. В таком случае необходимо выбрать корректные параметры, сбросить настройки или переустановить ПО (но делать этого без точной уверенности в причине не стоит, поскольку корректная настройка УЗИ — долгий и трудоемкий процесс);
  • Неисправность динамиков УЗИ аппарата (встречается довольно редко, больше в старых ультразвуковых системах с длительным сроком службы).
  • “Наводки” от монитора УЗИ аппарата (этот пункт также можно включить в первый, упомянутый в данном списке)

В любом случае устранить посторонний писк можно. В первую очередь необходимо провести полную диагностику и проконсультироваться со специалистами..

Писк дисплея УЗИ-сканера

Если посторонние звуки и писк исходят от корпуса основного  дисплея или от его обратной стороны – проблема в электронных элементах платы управления или блоке питания монитора. Такие дефекты встречаются как в старых экранах с кинескопами, так и в современных плоских мониторах. Неисправность можно устранить. Потребуется ремонт или замена неисправных модулей.

Любой УЗИ аппарат — сложная система. При этом все сканеры обладают высокой надежностью, но ни один сканер не застрахован от появления проблем Главное — вовремя заметить проявление неисправности и обратиться в сервисный центр за помощью. Если вы столкнулись с какими-либо проблемами, наши специалисты проконсультируют вас по дальнейшим действиям, помогут провести диагностику и устранить неисправность, независимо от ее сложности.

WhatsApp
Telegram
VK
OK
Email
Печать

У вас сложный вопрос / не нашли ответ?

Содержание статьи
Почему УЗИ аппарат пищит

Вы — врач ультразвуковой диагностики, работаете в сфере здравоохранения или учитесь в медицинском ВУЗе?

Станьте автором профильного портала — предложите свою идею или материал для статьи

Полезные статьи